Рекомендации психолога для родителей
по профилактике насилия в семье
Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?
Мотивы проблемного поведения детей:
- борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.
- борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.
- желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.
- потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получится», и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.
При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению!!!
Следует учитывать следующие недостатки наказаний:
1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.
( Например, если на ребенка повышают голос дома - это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
Поощрение и наказание
в процессе воспитания ребенка
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.
Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители:
• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
• не хвалить больше двух раз за одно и то же;
• не хвалить из жалости;
• не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.
Индивидуальные требования к норме похвалы
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
=> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
=> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
=> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
Типы похвалы
1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы аванса:
а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.
НАКАЗАНИЕ
При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Рекомендуемые формы наказания
- вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
- лишение поощрений и привилегий;
- осуждение поведения;
- народное средство.
В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Правила наказания
1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Нельзя наказывать лишением любви!
Поведение, которое стимулирует злость
и провоцирует конфликт
- Повышенный голос
- Вопли
- Высказывание «Я здесь главный»
- Настаивание на позиции «последнее слово моё»
- Использование языка «напряженного тела», например, сжатых рук
- Нравоучения
- Сарказм
- Воздействие на самолюбие
- Демонстрация превосходства
- Использование неоправданной физической силы
- Вовлечение посторонних людей в конфликт
- Настаивание на том, что вы всегда правы
- Использование унижений, оскорблений
- Предостережения
- Заискивание или угодничество
- Обобщение, замечания типа: «Все вы дети одинаковые»
- Необоснованные обвинения
- Недовольство
- Ворчливость
- Передразнивание
- Сравнение с родственниками, другими учениками
- Командование, требование, доминирование
- Отчитывание за недоступное поведение
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Правило № 1
Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.
Правило № 2
Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция па происходящее может быть неверной.
Правило № 3
Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.
Правило № 4
Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.
Правило № 5
Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.
Правило № 6
Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.
Правило № 7
Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
Правило № 8
Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.
Правило № 9
Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.
Правило №10
Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: "Зол на кого-либо - ударь".
Рекомендации для родителей
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.
5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Как правильно вести себя родителям, когда ребенок готовится к экзаменам?
Еще неизвестно, кому во время экзаменов хуже: детям, погибающим над книжками и справочниками, или родителям, оказавшимся на обочине судьбоносного процесса. Им ничего не остается, как ждать и призывать собственное дитя учиться, учиться и еще раз учиться.
Первое, что должен видеть ребенок во время подготовки к экзаменам,- спокойные лица родителей, их невозмутимую реакцию, что бы ни случилось.
Конечно, хранить спокойствие в этой ситуации довольно трудно. Уговоры "ну не поступит на этот год, поработает, подготовится - не беда" - не работают. Конечно, вам очень хочется, конечно, вы готовы отдать последнее, чтобы он оказался в вузе. Конечно, вам наплевать на все советы "быть поспокойнее". И ничего страшного, это нормальная реакция нормального родителя. Другое дело - можете ли вы ее себе позволить.
1. Пугать, шантажировать: "Не поступишь в институт - пойдешь мыть полы", давить и постоянно шпынять: "Ты должен учиться!" - категорически запрещается. Вы выдаете этим собственный страх и бессилие. Ничего, кроме обратной реакции, такими заявлениями не добьетесь. После подобного прессинга учиться ребенок будет из-под палки, а на экзамене начнет от страха заикаться и точно провалится.
2. Освободите ребенка от всех домашних обязанностей, даже если он приучен исполнять их с пеленок. Сами купите батон хлеба, уберите квартиру и погуляйте с собакой. Другое дело, если ребенок сам захочет немного отдохнуть и сгонять в булочную. В любом случае, вам обязательно стоит сказать, что вы вполне можете сделать все сами, или поинтересоваться, не устанет ли он от подобных подвигов.
3. Не стоит докучать гипертрофированным вниманием или избыточной лаской. Конечно, вам хочется поддержать ребенка, приласкать его и погладить по головке. Но все хорошо в меру. Не надо десять раз спрашивать, не болит ли у заиньки голова, или по десять раз звать к обеду. Самое лучшее - вести себя, как вышколенная горничная: вроде вы дома, а вроде как вас и нет. Но в нужный момент, естественно, вы всегда должны оказаться рядом и, если потребуется, приласкать, успокоить и накормить.
4. Дайте ребенку понять, что не он первый, не он последний. Припасите несколько историй: о собственном поступлении, о том, как провалился на экзамене уважаемый и известный конструктор, математик, архитектор и нынешний генеральный директор крупной компании, ближайший родственник дядя Миша.
5. Не контролируйте ребенка ежесекундно. Не стоит брать отпуск на время вступительных экзаменов лишь для того, чтобы каждую минуту отслеживать, зубрит чадо или валяет дурака. И тем более проверять это телефонными звонками. Пусть ребенок сам рассчитает нагрузки. Другое дело - пускать на самотек его подготовку нельзя. Поэтому установите правило: за ужином вы устраиваете мини-экзамен по пройденному за день материалу. В итоге и вы спокойны, и ребенок повторил выученное. Если вы обнаружили, что ребенок чего-то (на ваш взгляд) не знает - не вопите, как будто на вас выплеснули чайник с кипятком. Спокойно попросите его перечитать учебник и рассказать вам завтра.
6. Пусть ваше чадо занимается, где ему вздумается. Рабочим столом вполне могут быть диван в гостиной, ванна, балкон, кресло в квартире у бабушки и даже пляж. При подготовке к экзаменам полезно почаще менять дислокацию: психологи считают, что учебный материал от этого лучше усваивается.
7. Не стоит звонить знакомым и выяснять, как поступали их дети. Во-первых, вам вряд ли скажут правду. Ведь всякий родитель стремится приукрасить собственного ребенка, как торт к Рождеству. Во-вторых, эти разговоры вас не успокоят, а только покрепче затянут пружину напряжения. Вам захочется, чтобы собственное дитя прыгнуло выше, дальше, быстрее. И не семь билетов за день, а шестнадцать! Если уж вам так хочется поговорить с друзьями по несчастью, ведите диалоги о том, чем кормить абитуриента. Вопрос, кстати, важный.
8. Хорошая, плотная, калорийная еда нужна не меньше, чем учебники и справочники. Кухня и магазин - главное поле вашей битвы за успеваемость. Врачи вообще советуют при подготовке к экзаменам жевать полный световой день, отдавая предпочтение мучному и сладкому. Содержащиеся в этой вредной пище углеводы необходимы для нормальной работы мозга.
9. Подготовка к экзаменам - не заключение в одиночной камере. Не стоит запирать ребенка дома только потому, что он собрался поступать в институт. Выпустите его вечером погулять. Или разрешите сходить в кино. Он даже может отправиться на рок-концерт - от знаний не убудет. Только не позволяйте "отрывы" больше чем на пять часов. Все остальное вполне невинно.
10. Единственное, на чем вы должны настаивать жестко,- это восемь часов полноценного сна. И желательно не с часу ночи до десяти утра. Лучше всего подчинить ребенка семейным графикам. Если у вас в доме просыпаются в восемь - топайте ногами по коридору, гремите кастрюлями на кухне, врубайте музыку, но поднимайте дитятко с постели. Иначе он проспит до часу дня. То же и вечером. Не запихивайте его с криками в постель в одиннадцать. Проще всем ложиться в одно и то же время.
11. Если ребенок поступил - ликуйте. Хвалите, прыгайте до потолка и обязательно устройте дома маленькую пирушку: чадо должно видеть, как родители радуются его успехам и как за него болеют.
12. И еще одна маленькая рекомендация от педагога-психолога: поставьте на рабочий стол своего ребенка предмет или картинку в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Желаю Успеха!!!
Педагог-психолог ГУО
«Средняя школа № 11 г. Светлогорска»
Леонтьева Светлана Владимировна
«Трудный подросток»
Что же делать родителям?
- Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
- Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
- Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
- Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
- Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
- Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.
Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.
- Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
- Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
- Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
- Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
- Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
- Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
- Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
- Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.
- Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.
- Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
- Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!