Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Кто Ты, посетитель нашего сайта?
Всего 352 человека

Информационно-библиотечный центр

Дата: 29 апреля 2013 в 20:58, Обновлено 22 августа 2013 в 22:14

 

    Презентация деятельности информационно – библиотечного центра ГУО «СШ № 11 г. Светлогорска»

     Состояние национальной системы образования определяют две основные тенденции:

- сохранение традиций, характерных для  советской системы  образовательной практики,

- инновационная  деятельность по модернизации структуры и содержания  образования на всех уровнях системы.

     В этих условиях  особую актуальность приобретают задачи включения образования в современное информационное общество, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения  средств  информационно-коммуникационных  технологий.

     Понятие «информационное общество» рассматривается как теоретическая концепция  постиндустриального общества, как историческая  фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Информационное общество – это современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)  воздействуют на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

     Развитие информационного общества входит в число приоритетов нашего государства и рассматривается как  общенациональная задача. В 2010 году Совет Министров РБ утвердил «Стратегию развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года». Таким образом, заложена правовая основа формирования информационного общества в целом.

     Информатизация образования актуализирует разработку разнообразных  электронных средств обучения (ЭСО) и методических подходов к использованию потенциала новых информационных технологий, направленных на развитие личности учащихся, их творческих способностей и критического мышления, повышения уровня образованности. При использовании ЭСО в предметном обучении важной задачей является формирование умений разрабатывать с помощью компьютера стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, объяснять полученные результаты.  Учреждениям образования необходимо комплексно использовать современные технические средства обучения,  ИКТ и в неурочной деятельности.

    Увеличившийся поток информации, разнообразие носителей информации,  необходимость ее систематизировать и сделать доступной - выдвинули в область приоритетов поиск  новых структурных форм организации деятельности. В русле реализации данных стратегических направлений актуальным становится обновление системы работы школьных библиотек. Выходом в данной ситуации стало создание информационно-библиотечных центров 

Для создания информационно – библиотечного  центра в нашей школе, как и в других учреждениях образования, требовались ресурсы: материальные, кадровые и непосредственно информационные.

Презентуя деятельность центра, хотелось бы остановиться на этапах его создания. Создание ИБЦ учреждения образования начиналось с разработки Положения на основе Примерного положения и составления Программы создания ИБЦ.

Были распределены обязанности:

За организацию работы и результаты деятельности ИБЦ отвечает заместитель директора по учебной работе, ответственный за вопросы информатизации образования. Заместитель директора организует сбор и обобщение информации по использованию материалов ИБЦ в образовательном процессе, консультирует учителей по использованию электронных средств обучения.

 Библиотекарь организует и ведёт информационно-библиографические базы данных, проводит отбор и формирование фонда ИБЦ,  информирует о новых ЭСО.

Учитель информатики обеспечивает защиту и хранение информации и программного обеспечения. Осуществляет помощь учащимся и педагогам в их работе с компьютерными программами. Информирует всех участников образовательного процесса о состоянии и обновлении ИБЦ.

Контроль за деятельностью ИБЦ осуществляет руководитель учреждения образования.

В ходе реализации программы создания ИБЦ в школе была проведена рекламная акция центра через объявления на информационных стендах школы и информирование на информационных часах. Информационные выступления состоялись на методическом совете, предметных методических объединениях.

В рамках адаптации педагогов к работе в ИБЦ были организованы индивидуальные и групповые консультации по вопросу использования возможностей ЭСО в учебном процессе. Разработаны методические  рекомендации. Оказывается практическая помощь в подготовке уроков с использованием ЭСО.

Ведется постоянная, кропотливая работа по накоплению, систематизации и катологизации фонда информационных ресурсов на CD и DVD дисках, создание аннотированного каталога. Ведется сбор и осуществляется хранение в электронном варианте методических материалов учителей, сообщений, конкурсных работ учащихся по предметам.

  Материальной базой ИБЦ стали помещения библиотеки, компьютерного класса и методического кабинета.

 Одна из основных задач современной библиотеки как структурного подразделения ИБЦ – формирование основ информационной грамотности и культуры пользователей с применением интерактивных форм и методов. В основу концепции библиотеки школы заложен принцип обеспечения доступа пользователей не только к печатным, но и к электронным образовательным ресурсам. 

Традиционное библиотечное подразделение представлено читальным залом, в котором мы находимся, и фондом открытого хранения книг. Здесь же оформляются и регулярно обновляются постоянно действующие тематические выставки: «Край мой – Беларусь»,  «Люди. События. Даты», « Педагогическая мастерская», «Модно быть здоровым», «Классному руководителю», «Мы учимся и развиваемся», «В помощь абитуриенту» и многие другие.

Кроме того, у библиотеки есть другие помещения – фонды закрытого хранения книг, в основном это учебники.Фонд библиотеки составляет  более 18 000 экз. Пополняется он за счёт бюджетных средств, благотворительной помощи родителей, акций, организуемых учащимися. Постоянным спросом пользуются, кроме художественной литературы,  книги из серии «Я познаю мир», книги о природе, энциклопедические словари и справочники.

С внедрением в практику работы электронных средств обучения  библиотека преобразилась. Использование компьютера позволило аккумулировать в библиотеке все электронные учебники (особенно они были востребованы в момент перехода на 11-летнее образование, когда ощущался дефицит печатных изданий), энциклопедии, дополнительные материалы для учителей и учащихся.  Кроме того, в компьютере находится база данных электронных средств обучения, а также формируется банк мультимедийных презентаций к урокам и воспитательным мероприятиям.

Аудиовидеозона представлена DVD  проигрывателем и телевизором. В библиотеке есть подборка видеоматериалов, а также фонотека. Каталог имеющихся видеоматериалов и аудиозаписей, находящихся в разных учебных кабинетах, позволяет подсказать учителю, обратившемуся за помощью в поиске необходимых материалов, у кого из коллег они есть.

В библиотеке имеются программные электронные средства, подготовленные Министерством образования, а также версии отдельных учебников и учебных пособий на электронных носителях,  электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»;  электронные средства обучения, программные продукты, разработанные педагогами учреждения образования;  электронные учебники, энциклопедии, справочники, словари; учебно-методические пособия: рабочие программы курсов, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.;  аудиовизуальные материалы.

       В библиотеке оформлены журналы учёта имеющихся в библиотеке ЭСО и использования ЭСО в образовательном процессе, сделан каталог фонда информационных ресурсов школы. Также учителям представлен рекомендательный список литературы по теме «Методика применения  ИКТ, ЭСО  в образовательном процессе». Создан  «Каталог интернет - ресурсов». Библиотека  формирует фонд ИБЦ, организует и ведёт информационно-библиографические базы данных, информирует о новых поступлениях в фонд

Большим спросом  у учителей пользуются  картотеки:

- «Календарь знаменательных и памятных дат»;

- «Образовательный стандарт»;

- «В помощь абитуриенту»;

- «Нравственное воспитание»;

- «В помощь классному руководителю»;

- «Фонд информационных ресурсов».

Важную роль играет библиотека  в формировании воспитательного пространства школы.

 Проводятся интересные мероприятия для учащихся  в течение всего года. Вот некоторые из них:

- первый урок “Твая зямля, твая Радзіма, названа светла – Беларусь!” ( 10 класс);

- “Мастерская  позитива” для 8-ых классов совместно с педагогом-психологом;

- выставка литературы к 120-летию со дня рождения М.Богдановича “Зорка Максіма Багдановіча”;

- беседа «Твой жизненный выбор» по профориентации (11-е классы);

- беседа «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребёнком на руках» для 4-ых, 6-ых  классов в рамках недели матери;

- выставка литературы «С Интернетом на «ты» ко дню рождения Интернета (21.10);

-литературное путешествие «Великий сказочник Г.Х.Андерсен» (3-и классы);

- литературное путешествие «Веселая семейка Н.Носова» ( для школьного лагеря);

- обзор литературы «Лучшие книги для детей» ( для школьного лагеря);

- просмотр и обсуждение фильма «Твоя жизнь – твой выбор» (10 класс);

- беседа с м/м презентацией «Вся правда о СПИД» (6-е классы);

- тренинг «СТОП СПИД!»,  по профилактике наркомании и СПИД ( 9-е классы);

- единые информационные часы (ЕИЧ) по  профилактике курения «Сделай правильный выбор – брось сигарету!»,   по профилактике СПИД и  наркомании; ЕИЧ «Основной закон Республики Беларусь»; ЕИЧ «Деятельность ООН» » (для средних и старших классов);

- сюжетно – ролевая игра «Дружба и предательство» (8-е классы);

- беседа «Азбука питания»   с м/м презентацией ( для школьного лагеря);

- утренник «Будем Родине служить!» (4-е классы);

-патриотический час «История белорусской армии» (совместно с городской библиотекой – филиалом №2 для 9-ых классов);

- торжественное вручение подарочного комплекта «Я – гражданин РБ»

 к 16-летию и др.

     Проводятся уроки  по основам информационной культуры с использованием м/м презентаций, видеоматериалов. Особенно ребятам нравится виртуально путешествовать по залам библиотек, музеев.

       Вместе с активистами пионерской организации и БРСМ библиотека участвует в различных акциях, волонтёрской работе.

Совместно с МЧС библиотека приняла участие в акции «Курение в постели убивает!»

Запомнилась учащимся акция «Сказка на Рождество» для детей из приюта СПЦ.

При библиотеке работает дискуссионный клуб «Есть мнение!». Темы для обсуждения участники предлагают сами. Например:

- «Победит ли СПИД человечество в 21 веке?»,

- «Отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИД»,

- «Лики любви: добрачные половые отношения»,

- «Дети и деньги: за и против»,

- «Каждый ли день вашей деятельности может быть успешным?».

    Планируется провести онлайн-конкурс фоторабот «Пойманные за чтением!» Есть возможность выслать файл с работой на электронный почтовый ящик  школы svschool-11@tut.by. 

     В библиотеке сформированы тематические папки по всем направлениям воспитательной работы: «Классному руководителю», «Семейный клуб», «Уютный дом», «Экологическое воспитание»,  «О правах ребенка», «СПИД: вопросы и ответы», «За здоровый образ жизни», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Идеологическое воспитание», «Правовое воспитание», «Уроки школы здоровья».

Оформлены и пополняются папки с материалами ко всем праздничным и памятным датам.

Нельзя не отметить ведущую роль библиотеки в КВНовском     движении. В декабре в школе традиционно проходит фестиваль этой любимой всеми игры. Седьмой   год подряд  команда КВН «Без паники!»  выступает достойно в финале  районного фестиваля команд КВН.

Компьютерный класс школы оснащен 9 компьютерами, объединенными в локальную сеть, имеющими выход в сеть Интернет. Данные технические условия позволяют использовать кабинет как подразделение информационно – библиотечного центра. Учащиеся имеют возможность выйти в Интернет для поиска необходимой информации. Деятельность кабинета регламентирована Правилами пользования сетью Интернет, утвержденными приказом по школе.

Компьютерный класс работает  до 19.00 три раза в неделю. Открыт он и в субботу, что делает доступ к информации, особенно  для учащихся, не имеющих такой возможности дома, свободным.

Подключение на  безлимитный тариф и приобретение веб-камеры позволило со второго полугодия этого учебного года организовать дистанционное консультирование учащихся и родителей по вопросам подготовки к ЦТ.

Методический кабинет оснащен компьютером,  также имеющим выход в Интернет, множительной техникой. В методическом кабинете возможность  работы в сети Интернет, использование электронной почты предоставляется в основном учителям. Одновременно в нем могут работать до 25 человек Информационный блок представляет собой собрание наработок педагогов, стремящихся осуществить преобразования в школе на научной основе, руководствуясь определенными концептуальными положениями, подходами, идеями. Здесь можно найти разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, аттестационные материалы, различные документы, авторские опубликованные материалы наших учителей. Имеются методические материалы в помощь учителю, молодому специалисту, родителям, классным руководителям,  администрации, методическая медиатека, стенды постоянные и сменные. Накоплен большой материал по научно-методическому, психологическому обеспечению учителя.

Кадровый потенциал школы составляют педагоги, 90 % которых работают на персональных компьютерах, 75 % имеют компьютеры дома.  Необходимо отметить, что школа, всегда уделяя ИКТ большое внимание провела обучение педагогов школы по темам «Основы работы с ПК», «Создание мультимедийных презентаций», «Работа в сети Интернет». Данной методической работой были охвачены 80 % учителей школы.  Навыки работы на компьютере явились условием продуктивной деятельности ИБЦ.

В рамках адаптации педагогов к работе в ИБЦ были организованы индивидуальные и групповые консультации по вопросу использования возможностей ЭСО в учебном процессе. Разработаны методические  рекомендации. Оказывается практическая помощь в подготовке уроков с использованием ЭСО.

Ведется постоянная, кропотливая работа по накоплению, систематизации и катологизации фонда информационных ресурсов на CD и DVD дисках, создание аннотированного каталога. Ведется сбор и осуществляется хранение в электронном варианте методических материалов учителей, сообщений, конкурсных работ учащихся по предметам.

     В перспективе работы ИБЦ –   подключение библиотечного компьютера  к сети Интернет, приобретение множительной техники, установление программного комплекса «БиблиоГраф», приобретение новых электронных средств – электронных энциклопедий, дисков с произведениями художественной литературы,  программный комплекс «Репетитор» по всем предметам; расширение услуг дистанционного обучения; создание виртуального методического кабинета как одного из важнейших звеньев информационно-образовательной среды, способного обеспечить необходимое качество образования и предоставить необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.