О ДЕЛОВОМ СТИЛЕ ОДЕЖДЫ В ШКОЛЕ
О внешнем виде школьников
История школьной формы насчитывает не одно десятилетие. Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году, в этом же году в Российской империи был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Периодически школьную форму то отменяли, то вводили вновь, как обязательный атрибут учащегося. Облик школьной формы также менялся с течением времени.
Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.
И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”, фактически заменив форму на одежду в духе “кто во что горазд”.
Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди строгие костюмы. Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают советскую школьную форму. 25 мая каждого года на праздник “Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то по-заимствовал форму, у кого-то она сохранилась в “сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.
В нашей школе введена ученическая форма, которая носит название «деловой стиль одежды». Это решение не только педагогического коллектива школы, но и родителей. В Уставе школы записано, что обучающиеся обязаны на учебных занятиях (кроме занятий, требующих специальной формы одежды) присутствовать только в одежде делового (классического) стиля. Содержание понятия «деловой стиль одежды» раскрывается в письме Министерства образования от 23 мая 2006 года «О некоторых вопросах введения одежды делового стиля для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования». Что же такое деловой стиль? Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в общеобразовательных учреждениях.
Почему было принято решение о введении делового стиля одежды.
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.
Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других.
“Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации.
Во вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы.
«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это - средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».
Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальность ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.
Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
В третьих, по мнению врачей, пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.
Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.
Таким образом,
• Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий, дисциплинирует.
• Формирует у школьников представление о культуре одежды как части общей культуры человека.
• Воспитывает эстетический и художественный вкус.
• Нет проблемы «В чем пойти в школу».
• Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
• Развивает умение ранжировать одежду по ее применению (деловой стиль, клубный и т.д.).
• Исключает состязательность в одежде между детьми и их родителями.
Повседневный деловой стиль одежды для учебных занятий предполагает:
- для девушек одежду классического стиля или современного строгого покроя: костюм, жилет, юбка, пиджак, брюки, блузка, водолазка, платье, возможны различные комбинации из вышеперечисленных предметов;
- для юношей одежду классического стиля или современного строгого покроя: классический костюм, пиджак, жилет, джемпер, брюки, рубашка, галстук в различном сочетании;
- цветовая гамма делового стиля одежды: однотонные, спокойные тона, без надписей и рисунков, предпочтительными считаются сочетания – светлый верх, тёмный низ; деловой стиль исключает свитера, толстовки, майки, футболки, особенно с негативными рисунками и надписями, короткие топы, блузы с глубокими вырезами, брюки и юбки на бёдрах, шорты, прозрачную и яркую одежду, спортивную одежду и обувь, тапки, шлёпанцы;
- аксессуары: для учащихся допускается ношение скромной бижутерии, минимальное использование косметики пастельных тонов, маникюр предполагает аккуратные, чистые ногти с применением бесцветных лаков, дорогостоящие аксессуары в школу носить не рекомендуется.
Во время торжественных мероприятий, во время экзаменов одежда должна иметь парадный вид: белый верх, темный низ. В зимний период во время низкого температурного режима разрешается надевать свитера (по необходимости).
Но независимо от выбора индивидуального характера деловой одежды, общим требованием к ней остаётся чистота и опрятность.
P.S. Уважаемые родители! Прочитайте эту статью вместе с вашим ребенком, чтобы он соблюдал требования по поводу делового стиля одежды в нашей школе.